Индикатор перемен в дизайне квартир

Автор: admin

Интерьерный дизайн очень чутко реагирует на происходящие в жизни общества изменения. Причем, первыми на «зов времени» откликаются стены, а точнее, материалы для их декорирования.

История обоев начиналась с простой занавески из шкур животных. В период средневековья отделка стен тисненой кожей была своеобразным средством феодального самовыражения. Привезенная в Испанию мавританскими оккупантами, «испанская кожа» распространилась даже в отдаленных уголках Европы. Изготовление этого оригинального отделочного материала нормировалось строгими правилами: дубленые шкуры сначала серебрили, обрабатывали против окисления, а затем покрывали с охрой и золотистой олифой. Затем на кожаную поверхность наносили рисунок или теснение, полотнища сшивали друг с другом и, натянув на деревянные рамы, монтировали на стены.

Первые бумажные обои появились в 14 столетии, но их серийное производство стало возможным значительно позже. Во французских и английских бумажных мануфактурах создавались предшественники современных обоев, так называемые «цветные бумаги для стены» - в 17- веке они печатались с помощью деревянных форм. Такие отдельные «цветные бумаги» были небольшого размера (примерно 45х35 см) – их наклеивание было делом трудоемким.

В эпоху Возрождения новые веяния в дизайне интерьера исходили с севера Италии. Венеция и Флоренция поставляли ценные материалы для отделки стен, например, бархатную парчу и камчатную ткань. Преобладали симметричные декоры с растительными мотивами и мавританскими орнаментами. Самые важные помещения в домах состоятельных людей по-прежнему украшались деревянными панелями с «испанской кожей».

Декоративное искусство барокко, эпохи абсолютизма, определялось волей светских и духовных властителей. Огромное влияние на этот стиль оказал Людовик 14, король-«Солнце», со своей придворной знатью. Барокко проявляется в насыщенных цветах, роскошных золотых обоях, мотивах из изогнутых лент и в орнаментах «лист аканта». Нередко это было просто пускание пыли в глаза – так, например, гипсовая штукатурка имитировала мрамор, мебель кажется изготовленной из дорогих пород дерева, а шелковая парча и гобелен имитируются обоями, покрытыми шерстяным волокном.

В эпоху рококо роскошные и тяжелые барочные формы превращались в изящные, проницаемые и легкие. Типичным становится ассиметричный мотив «rocaille» («раковина»). Декорирование интерьера должно было доставлять наблюдателю чувственное удовольствие. Наряду с нежным цветочным декором были популярны обои в «китайском стиле» - расписанные от руки экзотическими мотивами из дальневосточной живописи.

После французской революции классицизм напомнил об античных реформах. Элементы греческой живописи и символики (лавровые венцы, пальмовые листья, колонны и т.д.), симметричные орнаменты стали типичными для декора стен.

Провозглашение Наполеона императором определило начало стиля ампир, который ориентировался, прежде всего, на римские образцы античности.

Бидермейер, фамильярный, направленный на достижение комфорта стиль прогрессирующей буржуазии, порвал с представительной серьезностью наполеоновского ампира. Внутренняя отделка помещений стала выражением простого, добродельного стиля жизни. В это время ценились нежные обои с мелкими узорами и романтичными природными мотивами. Особенно популярными стали ландшафтные комнаты с панорамными обоями.

Историзм цитировал, почти без разбора, разные исторические стили. Пропорции, узоры и цвета комбинировались так же неясно, как и последовательность новых стилей: неоренессанс, небарокко, неоклассицизм или вообще колониальный экзотизм – в то время господствовал стилевой плюрализм.

Стиль модерн характеризует начало 20 века: прямой угол и симметрия заменяются органическим языком формы. Новая цветочная орнаментика воодушевляет художников, дизайнеров и архитекторов. Растет престиж художественного ремесла. Каноны органических форм конкретизируются в стиле ар деко.

Баухаус пропагандировал единство функциональности и искусства: форма и цвет в дизайне подчинялись объективным целям и функциям. Легендарная коллекция однотонных обоев от архитектора Ле Корбюзье стала модной альтернативой окраске стен.

В 50-х годах 20 века, во время послевоенного восстановления экономики, господствует оптимистичная готовность к переменам. В декоре господствуют абстрактные графические узоры и пастельные оттенки.

В 60-х годах появляются плоды «экономического чуда». Американский образ жизни оказывает влияние на многие сферы жизни, включая дизайн интерьеров. Узоры становятся более простыми и традиционными, цвета – более темными. Следствием освоения космоса стал футуристический дизайн с его оптическими экспериментами.

В 70-х годах появились первые виниловые обои, но с усилением экологического движения в помещениях стали преобладать приглушенные краски, травянистые и пробковые обои. Девиз экодизайна того времени: «Джут вместо пластики». Также становятся популярными фотообои: осенний лес и морской берег с пальмами помогают забыть о житейских проблемах.

С 80-х годов узоры и краски уступают место светлой структурной штукатурке. В начале 90-х люди пытаются достичь изменений с помощью известных дизайнеров, таких как Лагерфельд, Сипек, Мендини, Тун и других.

В начале 2000 года в дизайне обоев появляется много нового. Подхваченные кинопромышленностью и рекламной, броские обои становятся провокационным элементом, задающим моду в интерьере. Благодаря компьютерной технике печатания впервые стало возможным изготовление обоев по индивидуальному заказу.

Что будет дальше? Кризисный период наверняка отразился на интерьерном дизайне – на какое-то время он станет подчеркнуто аскетичным и сдержанным. Зато потом нас ждет бурный всплеск интереса к декоративному искусству и, возможно, новый стиль!